Украинские государственные структуры еще не озвучили государственную политику в отношении криптовалют. Что это вообще такое и как оно должно регулироваться законами и подзаконными актами, сейчас определяет рабочая группа, куда входят представители ГФС, НБУ, НКЦБФР и других органов власти. Не давая даже самого определения «криптовалютам», чиновники однако единодушны в том, что украинские пользователи должны декларировать доходы с майнинга, продажи криптовалют, участия в ICO и соответственно — платить с этого налоги.
Поскольку приближается конец календарного года и соответственно — очередной отчетный и налоговый период, редакция AIN.UA спросила у юристов, требует ли сегодняшнее законодательство от граждан отчитываться о такой деятельности, платить налоги с таких доходов, и если да — то как именно это делать?
Майнинг не запрещен на территории Украины. По сути — это деятельность по использованию оборудования с целью получения активов. Несколько практических советов майнерам:
Оборудование, на котором вы майните, должно иметь законное происхождение. Или вы официально завозите импортное, или покупаете комплектующие на территории Украины и заказываете сборку майнера, который будет иметь украинское происхождение. Пользоваться приобретенным за наличные деньги оборудованием без подтверждающих документов для коммерческой цели – это плохой вариант. Потому что, если ваше оборудование изымут в процессе обыска, вам будет невозможно его вернуть. Нет документов – нет оборудования.
Для ФЛП ситуация облегчается тем, что оборудование не нужно ставить на баланс. Достаточно просто иметь документальное подтверждение легальности его приобретения. Для предприятий на общей системе налогообложения – постановка на баланс и ввод в эксплуатацию обязательны.
Немаловажно иметь подтверждение легальности тех денег, за которые ваше оборудование было куплено. Если речь идет о сотнях тысяч долларов, нужно иметь внятное объяснение для контролирующих органов, где вы их взяли. Потому что спрашивать будут. Обычно обращают внимание на то, что в Декларации об имущественном состоянии физлицо не декларировало доходов, достаточных для покупки такой дорогостоящей техники. А если работает ФЛП на 3 группе, то вы оперируете суммой в размере не более 5 млн грн/год – не забывайте об этом.
Платите за электроэнергию в полном объеме и заключайте соответствующие договоры. Иначе будут проблемы с законом.
Нас, конечно, очень радует тот факт, что финансовые регуляторы наконец-то определились тем, чем НЕ является криптовалюта – и исключили из списка «денежный суррогат», вместе с валютой, электронными деньгами и ценными бумагами. Считаем, осталось поставить точку в этом вопросе и все-таки определиться, в какую команду зачислить криптовалюты – в команду товаров или в группу финансовых инструментов.
Сейчас мы придерживаемся концепции, что криптовалюта имеет больше признаков нематериальных активов, определение которых есть в П(с)БО №8 «Нематериальные активы». Согласно с данным П(с)БО нематериальный актив — это немонетарный актив, который не имеет материальную форму и может быть идентифицирован.
Налогообложение дохода, полученного от продажи криптовалют – вопрос сложный. Однако мы приходим к решению, что для ФЛП, который майнит – это сделать проще, чем для предприятия на общей системе налогообложения. ФЛП не ведет баланс и обязан декларировать денежные средства, которые попадают в его доход. Поэтому мы не видим препятствия для декларирования для тех ФЛП, кто продает крипту за безнал и выводит деньги на банковскую карту. Если продажа происходит за наличные, тогда ФЛП также должен указать их в Книге доходов и расходов и заплатить с них единый налог.
Самый болезненный вопрос – это вопрос контроля. Налоговые органы имеют право проводить проверки правильности расчета уплаченных налогов. И в рамках проверки теоретически налоговики могут попросить показать содержимое кошельков, чтобы удостовериться в том, а не занижен ли размер полученного дохода. На практике нам не известны случаи такого мониторинга. Известно, что некоторые международные аудиторские компании дают заключения о легальности приобретения криптоактивов на основании анализа транзакций в блокчейн.
Эта деятельность вызывает наибольшее количество подозрений со стороны контролирующих органов. Некоторые представители видят в продаже токенов за деньги признаки мошенничества. В связи с этим, налоговое структурирование ICO происходит, в основном, не рамках украинского налогового законодательства. Однако, не стоит забывать, что физлицо – гражданин Украины, которые получает доход в рамках ICO, обязан декларировать такой доход и подавать Декларацию об имущественном состоянии. Стройте свою налоговую историю вдумчиво и заранее.
Несмотря на громкие заявления регуляторов, ажиотажа по декларированию доходов от операций с криптовалютами не предвидится. Ребята из НБУ, конечно, молодцы. Объяснили, чем криптовалюта не является. Но как теперь с этим жить, даже не намекнули. По сути, все дружно сняли с себя ответственность, вычеркнув криптовалюту из своей компетенции и оставив огромное пространство для фантазии юристам и, к сожалению, налоговым инспекторам.
Налоговый кодекс совершенно не регулирует вопрос уплаты налогов с майнинга или с трейдинга. Потому есть только домыслы. Если статус криптовалюты не урегулируют законом, тогда этим займется суд. А суд должен учитывать презумпцию правомерности действий плательщика налогов. Если в законе есть пробелы, то толковать его должны в пользу плательщика.
Налоговый инспектор может по-разному трактовать операции с криптовалютой, в зависимости от поставленной цели.
Операции юридических лиц нужно рассматривать в двух контекстах. Во-первых, налогообложение финансового результата от операций налогом на прибыль, во-вторых налогообложение самих операций налогом на добавленную стоимость.
Если налоговики будут проверять сделки, в которых продает крипту резидент Украины-плательщик НДС и решат доначислить НДС, им будет выгоднее назвать это операциями по поставке товаров или услуг. Поставка товаров или услуг облагается НДС, только если она произошла на территории Украины или при импорте товара. Ключевые вопросы тут — криптовалюта — это товар или услуга, и где произошло движение товара, что считать местом поставки услуг.
Товар в понимании Налогового кодекса — это материальные или нематериальные активы, или ценные бумаги, или деривативы. О ценных бумагах наши регуляторы уже высказались и не признали криптовалюту ценной бумагой. Исходя из международных стандартов бухучета, наиболее близко криптовалюта стоит к понятию нематериального актива. Но говорить о нематериальном активе можно только тогда, когда объект учитывается на балансе предприятия как нематериальный актив.
По сути криптовалюта часто похожа на такую разновидность товара в понимании Налогового кодекса, как дериватив. Но по формальным критериям она не всегда под это определение подходит, да и если регулятор отрицает ценнобумажный статус криптовалюты, то и деривативом ее вряд ли признает. Можно еще назвать крипту услугой, но и такое определение будет притянуто за уши, так как под вопросом субъект, который оказывает услугу, и сама природа услуги состоит в другом. Хотя продажей услуг Налоговый кодекс называет по сути почти все операции с другими объектами собственности, кроме товаров. То есть, говорить, что криптовалюта — это товар или услуга, можно только с очень большой натяжкой.
Теперь второй вопрос — где происходит поставка. Если мы купили криптовалюту на иностранной бирже и считаем ее товаром, получается, это был импорт товара с НДС? Но если мы потом ее продали иностранной бирже, то это — экспорт и 0% НДС? Скажем, крипта — это не товар, а услуга, тогда вообще черт ногу сломит. НДС на услуги есть тогда, когда место поставки услуг — на территории Украины. Чтобы определить, где находится место поставки услуг, нужно выбрать к какой разновидности услуг относится операция с криптовалютой.
В кодексе есть четыре категории услуг. Местом поставки услуг, в зависимости от категории, может считаться местонахождение имущества, с которым связана услуга (не наш случай), место фактической поставки услуги, местонахождение покупателя, или, по остаточному принципу, местонахождение поставщика. К крипте, кроме остаточного принципа, ничего и не применишь. Тогда получается, что при покупке крипты у нерезидента НДС не будет, а при продаже нерезиденту или резиденту будет НДС.
И это еще не конец этих страшных размышлений. База для НДС определяется не ниже обычной цены, возникает вопрос, как определить эту цену. Но если теоретически еще можно смириться с мыслью об НДС, то мозг взорвется, дойдя до практических вопросов — как выписать и зарегистрировать налоговую накладную на операцию с криптой, например.
В контексте налогообложения прибыли от операций с криптовалютой ход мыслей такой. По идее, если налоговики назовут крипту товаром или услугой, и будет НДС, тогда и финансовый результат таких операций у продавца-резидента будет облагаться налогом на прибыль по ставке 18%. При этом налоговики должны будут признать право плательщика вычесть затраты на приобретение или «добычу» криптовалюты (кстати, где ваша первичка на приобретение?), на оплату электроэнергии, право на амортизацию майнингового оборудования. Может получиться очень высокомаржинальный бизнес, кстати. Все хорошо, только доход от операции с криптой не вяжется с определением дохода по стандартам бухучета. Сумму такого дохода сложно достоверно оценить, затраты сложно посчитать, и нет уверенности в получении экономических выгод, как этого требуют правила бухучета.
Между делом, если примут закон о налоге на выведенный капитал, это очень облегчит ситуацию по налогу на прибыль по крайней мере, тогда не нужно вообще будет считать доходы и затраты, а облагать только выведенные из оборота дивиденды. Но это так, лирика.
Предположим, что продавец — неплательщик НДС, тогда налоговикам и смысла нет доказывать, что это товар или услуга. Можно пойти простым путем. Получил деньги на счет от продажи крипты по нетоварной операции. Не можешь доказать, что это операция по поставке или займ? Тогда ты получил другие доходы или безвозвратную финансовую помощь. Перечень видов доходов в законодательстве — неисчерпывающий и включает в себя другие доходы, на случай, если законодатель что-то забыл.
Если продавец — физлицо, тогда НДС на операции, конечно, не будет, а доход от продажи, скорее всего, тоже назовут «другим доходом» и попытаются обложить налогом с доходов по ставке 18% и военным сбором 1,5%. В таком случае налогоплательщику — физическому лицу можно занять позицию, что криптовалюта является движимым имуществом — например информацией или имущественными правами. Доходы от продажи крипты в этом случае будут облагаться налогом на доход физических лиц по ставке 5% и военным сбором 1,5%.
Но такая позиция подходит только в случае, если деньги за крипту получены от резидента Украины. Если криптовалюта продана на иностранной криптобирже, тогда 5% не работают, а доход будет считаться иностранным доходом и облагаться по ставке 18% налог с доходов и 1,5% военный сбор. В зависимости от того, где находится криптовалютная биржа, применяется и разный механизм уплаты налога. Трейдер должен будет либо сам задекларировать доход (если биржа за пределами Украины) и уплатить налог на доходы физических лиц, либо биржа удержит этот налог как налоговый агент (если биржа в Украине). Если биржа удержала с вас налог за рубежом, тогда при определенных условиях можно будет воспользоваться соглашением об избежании двойного налогообложения и вычесть налог в Украине. Но, как правило, биржы не удерживают налоги, об этом говорится в правилах биржи.
Вот о чем я жалею, так о том, что криптовалюта по формальным признакам не подпадает под определение инвестиционного актива, облагать крипту налогом как инвестиционный актив было бы удобно.
Если вы согласны платить 5% со всех поступлений на счет от продажи крипты и оборот не превысит 5 миллионов гривен в год, то можно пробовать работать на упрощенной системе налогообложения. Но вначале выберите правильный код КВЕД и докажите налоговой, что операции с криптой являются хозяйственной деятельностью. Иначе придется доказывать, что выручка от продажи криптовалюты — это не доход от продажи имущества или не безвозвратная финансовая помощь, или не другой доход физлица, который облагается по ставке 18+1,5%.
Если после всего прочитанного вы еще здесь, то учтите и валютные барьеры. 50% валютной выручки от продажи крипты подлежит обязательной продаже.
К сожалению, на большинство поставленных выше вопросов ответы бизнесу придется искать опытным путем. Предугадать, до какого уровня абстракции поднимутся налоговые органы, дело неблагодарное. Кстати, по вопросу статуса криптовалюты украинский суд однажды высказывался, причем со ссылкой на практику Евросуда.
По одному делу, которое слушалось в Харькове в 2016 году суд, ссылаясь на то, что Украина признала юрисдикцию Европейского суда по всем вопросам применения и толкования Конвенции о защите прав человек и должна применять решения ЕСПЧ как источник права, решил, что применять нужно Решение ЕСПЧ в деле «Хедквист против Швеции». По этому делу ЕСПЧ решил, что операции с биткоинам и другими виртуальными валютами на территории ЕС не облагаются НДС.
После прочтения вы, скорее всего, основательно запутались. И теперь ответ на вопрос, как платить налоги, вам должен быть очевиден. Мы как налоговые конультанты не имеем морального права писать этот совет прямо. Даже намекая, мы сильно рискуем репутацией. Оправдывает нас только то, что это цугцванг: налоговая может обжаловать любое действие, направленное на уплату налогов, какую бы опцию из вышеперечисленных вы ни выбрали. Ждать помощи от налоговых органов тоже не стоит, все вы знаете или слышали, что вместо разъяснений они просто копируют цитаты из Налогового кодекса. Потому безопасней просто еще какое-то время побыть в состоянии правовой неопределенности
Физические лица – майнеры и инвесторы криптовалютного рынка – должны декларировать доходы от такой деятельности на общих основаниях, поскольку специального регулирования для майнинга криптовалют нет, а криптовалюты не признаны финансовыми регуляторами в качестве денежных средств, валют или платежных средств других стран, валютной ценностью, электронными денежными средствами, ценными бумагами, денежным суррогатом.
Скорее всего, на сегодня, доходы физического лица от майнинга и инвестиций в криптовалюты нельзя отнести к какой-либо другой категории Налогового кодекса, кроме как к «иным доходам».
Такие доходы являются объектом налогообложения на общих основаниях по ставке в размере 18%, а также объектом обложения военным сбором в размере 1,5% от сумы дохода. Физическое лицо самостоятельно обязано задекларировать эти доходы по итогам календарного года, за исключением тех случаев, когда эти налоги были удержаны и уплачены в бюджет выплачивающей стороной как налоговым агентом (очень редкий случай для крипторынка).
Облагаться будет вся сума денежных средств, полученных в обмен на криптовалюту. В большинстве случаев нет разницы между получением дохода в виде наличных либо безналичных денежных средств.
Исходя из условий использования большинства криптовалютных бирж, денежные средства, получаемые пользователями на счет личной учетной записи, принадлежат именно пользователю. В связи с этим, есть консервативное мнение о необходимости налогообложения доходов от продажи криптовалют на бирже даже в случае, если пользователь не выводит денежные средства на счет в банке.
Кроме того, в свете грядущего запуска торгов производными финансовыми инструментами (деривативами) на биткоин стоит отметить, что тут ситуация несколько отличается от инвестирования в биткоин. Если такой диреватив был продан дороже, чем приобретен, то финансовый результат таких операций составляет инвестиционную прибыль. При этом, налогообложению подлежит именно инвестиционная прибыль (разница между ценой покупки и ценой продажи, а не все вырученные деньги). Инвестиционная прибыль, получаемая физическими лицами, подлежит налогообложению по ставке 18%, а также облагается военным сбором по ставке 1,5%. Если же торговля на бирже принесла инвестиционный убыток, то и налогооблагать нечего.
Источник: AIN.UA